Воскресенье, 28.04.2024, 22:20Главная | Регистрация | Вход

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Секретная менюха ))

Веревочный курс

Веревочный курс

ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС
(руководство для ведущих)
Система тренинговых упражнений, изложенная ниже, условно подразделяется на три блока: групповая работа - сплочение коллектива, определение уровня развития коллектива; индивидуальная работа - преодоление себя в различных ситуациях;
упражнения на доверие к коллективу.
Данные упражнения с успехом применяются в работе различными детскими объединениями: Ассоциацией учащейся молодежи, Ассоциацией юных лидеров, за рубежом - в Америке, Германии их применяют в молодежных лагерях. В отечественной литературе часть тренинговых упражнений впервые описана А.Лутошкиным. При проведении тренинга, оптимальное число участников в группе - 12-15 человек.

ФИЛОСОФИЯ ВЕРЕВОЧНОГО КУРСА
Познание через собственный опыт:
Когда мы слышим или читаем о чем-либо или слушаем лекцию о чем-нибудь, обычно мы запоминаем примерно 10% информации, а через некоторое время у нас остается и того меньше. Познание через собственный опыт подразумевает самостоятельное выполнение того или иного действия, а не простое получение информации о нем. Таким образом, мы хорошо и надолго запоминаем наше поведение и реакцию.

Несколько уровней познания:
В большинстве учебных программ участник познает что-либо сначала на умственном (ментальном) уровне. Затем он реагирует на познанное на эмоциональном уровне. Участник познает также и на физическом уровне. Комбинация ментального, эмоционального и физического уровней познания дает человеку уникальный опыт.

Разрыв ментально-эмоционального цикла:
Люди часто попадают в так называемый ментально-эмоциональный цикл: сначала человек, видя или слыша что-либо, реагирует эмоционально на это. Затем человек анализирует свою реакцию, затем реагирует на только что произведенный анализ (мысль), затем анализирует свою новую реакцию, затем снова реагирует и т.д., и т.д. В результате человек обескуражен и уверен, что ему никогда не решить проблемы. Он никогда не предпринимал действия. Физическое действие поможет разорвать цикл. В процессе познания на физическом уровне ментально-эмоциональный цикл никогда не разовьется. Более того, если участник уже находится во власти цикла относительно определенной ситуации, проблема может быть решена предприятием физического действия или участием в определенном веревочном курсе.

Человек действует одинаково в схожих ситуациях:
Если человек действует определенным образом, являясь участником группы, решая проблему, проявляя лидерские качества, например, то, вероятнее всего, он будет вести себя таким образом везде, где бы ни случилась подобная ситуация - в школе, в офисе, дома в семье или во время Веревочного Курса. Если человек испытывает трудности в работе с другими в школе, на работе, дома, то он испытает те же трудности, участвуя в В.К. То же касается трудностей в самовыражении, лидерстве, доверии. Упражнения В.К. были созданы таким образом, чтобы участники испытали те же самые чувства и, главное, увидели свои проблемы, чтобы сделать первые шаги на пути их решения. В.К. дает шанс взглянуть на самого себя. В.К. - это кусочек Вашей обычной жизни, вынесенный за ее пределы и облеченный в форму игр и упражнений.

Люди чувствуют себя более раскованно за пределами обычно окружающей их обстановки:

В.К. обычно проводится на природе, вдали от школьных классов или офисов, потому что люди чувствуют себя более комфортабельно в разговоре о ситуациях, возникающих в школе или офисе, когда они находятся далеко от них. Кроме того, находясь на природе, люди склонны расслабляться. Перемена атмосферы изменяет в людях их реактивность. Они не чувствуют себя привязанными к атмосфере классой комнаты и, таким образом, более настроены обсуждать конфликт. Кроме того, они получают возможность взглянуть на ситуацию "со стороны", не предвзято. С этой точки зрения им легче увидеть свои сильные и слабые стороны.

В.К. может быть модифицирован для каждой группы:

Каждое высокое или низкое упражнение в В.К. имеет отношение к определенным навыкам. Если группе участников необходима помощь в определенной области, например, доверие друг к другу или командная работа, то для этой команды могут быть выбраны соответствующие упражнения. Но В.К. может также быть использован для общих целей, таких как лидерство, создание команды или признание , при помощи комбинирования общих элементов В.К. Таким образом, весь Курс в целом будет обращен к нуждам каждой команды.

ЦЕЛИ ВЕРЕВОЧНОГО КУРСА
1. В.К. - это тренинг, который имеет своей целью не столько научить, как преодолевать препятствия, сколько преподать его участникам много полезных уроков, включая искусство командной работы и лидерства. ("Лидерство - это искусство". М.Де.При.) Это главная его задача.
2. Каждое упражнение ("событие") создано таким образом, чтобы участники испытали определенные трудности в его решении, почувствовали "вкус борьбы " с ним. Заключение (анализ) каждого упражнения дает ребятам возможность увидеть, зачем они боролись, и что они могут сделать в жизни иначе, чтобы преодолеть подобные трудности более эффективным способом.
Другими словами, мы подбираем каждое упражнение трудным, но преодолимым. Зачастую наиболее ценным для команды становится упражнение, на котором ребята "застряли" дольше всего. Но мы считаем такое упражнение успешным !
3. Мы просим участников рассматривать день В.К., как Метафору или Репрезентацию того, как они действуют в обычной жизни. /см. пункт Философии "Человек действует одинаково в схожих ситуациях"/ . В.К. создан таким образом, чтобы участники смогли увидеть связь между тем, как они действуют в В.К. и в обычной жизни.
4. В.К. - это программа самообучения, в которой участники познают все сами, из собственного опыта, собственных действий. Ведущие не говорят, что делать надо, а что нет. Ребята получат ценный опыт сами. Работа ведущего - направить их на получение этого опыта.
5. Две главные цели В.К. - командность работы и лидерство - включают в себя много других:
- выработка стратегии группой
- творческий подход
- самовыражение
- доверие другим и вера в себя
- честность
- доверительность
- поддержка успехов других и признание своих
- воодушевление других (поддержка)
- решение проблем
- уверенность в себе
- результативное лидерство.

6. Моральная поддержка участников - важнейший аспект программы. Зачастую в жизни люди не получают достаточно поддержки и признания своих успехов и страдают от этого. В В.К. каждый участник окружен вниманием и атмосферой доброжелательности, что создает, в свою очередь, атмосферу эмоциональной безопасности и доверия. Для многих участников самым ценным в В.К. становится внимание и признание. Человек, чувствуя это, может сделать невозможное!

7. Все мы делаем очень важную работу в В.К. Мы поможем людям выразить себя, как никогда раньше. В их жизни произойдут перемены, которых они не могли ожидать. Некоторые, в конце концов, получат удовольствие впервые за долгое время !
...Многие удивительные вещи могут случиться на В.К., тем более мы должны помнить, что эта программа - много, много более, чем просто преодоление препятствий. Физические упражнения - это всего лишь инструменты, которые мы используем, чтобы обратиться ко многим сторонам жизни. Но это очень важные инструменты, без помощи которых мы бы оказались бессильны.

8. Познание может приносить удовольствие! Одной из главных причин популярности В.К. является то, что участники все познают на собственном опыте, и то, что это весело!

ТРЕБОВАНИЯ К АССИСТЕНТАМ И ВЕДУЩИМ
- Быть на всех собраниях
- Быть везде вовремя
- Запрещено использование наркотиков и алкоголя в течение дня
- Не используйте slang, жаргоны или грубый юмор в присутствии участников
- Одевайтесь соответственно статусу людей, с которыми вы имеете дело - бизнесмены или школьники
- Не судите и не осуждайте никого в присутствии участников или за их спиной. Оставьте любые суждения касательно возраста, расы, религии, пола, сексуальных предпочтений, родной страны или чего бы то ни было.
- Будьте готовы выполнить любую работу в помощь программе
- Мы не гарантируем организаторам В.К. постоянные позиции в течение дня. Вы можете быть и ассистентом, и страхующим, и координатором в течение одного дня. Среди этих позиций нет лучших или худших. Каждая чрезвычайно важна для успеха программы.
- Не носите, пожалуйста, солнечные очки во время В.К.
- Не курите в присутствии участников
- Держите ваши отношения с участниками в "стиле В.К.". Вы, как лидер или ведущий, несете особую ответственность за свое поведение, чтобы никоим образом не разрушить создаваемую всеми нами "атмосферу В.К.".

 

ПРОВЕДЕНИЕ ВЕРЕВОЧНОГО КУРСА


ЦЕННОСТИ В.К.
1. Безопасность - абсолютное условие!!!
2. Польза для участников.
3. Польза, которую приобретаете Вы, выполняя (1) и (2) условия.

Безопасность
Самым важным моментом, о котором должен всегда помнить организатор В. К. и ведущий, является безопасность: для участников, для ведущих и для себя.

Страховка
В каждом упражнении В.К. есть страхующий, но иногда страхующим является сам ведущий. На ведущем каждой команды лежит исключительная ответственность за безопасность каждого участника группы и функция главного страхующего в каждом упражнении.

Цель страховки - не допустить царапин, повреждений, падений и т.д.
Ведущий обязан предвидеть потенциально опасные ситуации и быть всегда на чеку. "Не может ли участник поцарапаться о камень, пролезая через паутину? Смогут ли ребята надежно удержать пролезающего через высокую ячейку? Готовы ли страхующие на "Трастфоле" поймать падающего?" На подобные ситуации должно быть обращено неусыпное внимание ведущего.
Кроме того, ведущий должен быть не менее внимателен даже при переходе от одного упражнения к другому (низкие ветки, ямы, острые камешки и т.д.)
Для страховки ведущий должен поднять руки вверх, чтобы поймать человека в случае падения, и несколько согнуть колени, чтобы избежать травмы. Смысл страховки - благополучно "проводить" участника до земли, а не принять весь его вес на себя. Ведущий может воспользоваться помощью ассистентов - участников команды, но должен помнить, что на нем лежит полная ответственность за жизнь и здоровье членов команды. Помимо этого, в экстремальной ситуации он должен быть готов принять на себя полный вес человека, предотвращая травму!

Встреча с командой

1. Представьтесь команде. "Привет, меня зовут ..., я буду вашим ведущим. Сегодняшний день мы проведем вместе".

2. Сделайте перекличку, чтобы проверить, все ли на месте. Если кого-либо не хватает, сообщите координатору.

3. Кратко объясните содержание дня:
" Не вдаваясь в детали, сегодня мы будем участвовать в нескольких упражнениях на природе"
Что нужно взять с собой:
- крем против загара
- теплый свитер
- удобная одежда и обувь
- головной убор от солнца
* лучше оставьте дома ювелирные украшения,
чтобы не потерять их в лесу

4. Раздайте необходимые анкеты и ручки. Объясните, как заполнять анкеты.
* В некоторых случаях анкеты раздаются за день до В.К. и к моменту его начала уже заполнены.
Ведущий должен просмотреть их заранее на предмет медицинских проблем, которые могут сказаться на участии в В.К.

5. Спросите, имеет ли кто-нибудь проблемы со здоровьем, которые могли бы помешать участвовать в В.К.? Спросите также, кто регулярно принимает лекарства? Запишите имена этих участников и сразу же после этого разговора обсудите с каждым по отдельности детали проблемы. Для этого отведите каждого в сторону и в приватной обстановке задайте ему следующие вопросы, аккуратно заполняя таблицы (образец в руководстве):
- спросите, в чем выражается проблема, заболевание (боли в спине или коленях, головокружение, высокое кровяное давление и т.д.). Если это отражается на участии в В.К., обведите "ДА" в таблице.
- объясните, что "каждый человек может выполнить любое упражнение, но никто не знает твой организм лучше, чем ты сам, поэтому посмотри на каждое упражнение разумно, оцени свои возможности и прими ответственное решение, стоит ли тебе участвовать в событии или нет. Хорошо?" (если состояние здоровья никак не повлияет на участие в В.К., то нет необходимости задавать этот вопрос).


6. После этого разговора просмотрите медицинские анкеты на предмет заболевания и аллергии. Всю дополнительную информацию запишите в таблицу:

Фамилия, Имя Медицинская информация

1........... ...................................
2........... ...................................
3........... ...................................

В конце дня сдайте анкеты Координатору Курса


ОРИЕНТАЦИЯ


Подыщите тихое, уединенное место, где ребята могли бы постоять или присесть на 10 минут.
Тезисы:
1. "Сегодня мы будем участвовать в В.К. как ЕДИНАЯ КОМАНДА и ... каждый из нас должен " бросить себе вызов", т.е. быть готовым выступить на все 300%. Вы будете участвовать в нескольких видах упражнений, в которых будут задействованы все стороны Вашей личности: физические, эмоциональные и интеллектуальные"
2. "Сегодня я не Лидер вашей команды, я - ведущий, т.е. Помощник. Я буду помогать Вам работать и самостоятельно анализировать свою работу, но я не могу дать Вам советы или ответы на то, как работать. За ответами Вы должны обратиться к себе"
3. "Мы стремимся к тому, чтобы создать "команду лидеров"; т.е. группу, где каждый в равной степени проявляет себя как лидер".
4. "Каждый способен безопасно завершить любое упражнение, которое мы предлагаем сегодня. Мы просим вас участвовать в каждом упражнении в полной мере: от сегодняшнего дня вы получите ровно столько, сколько вложите в него".
5. "В В.К. нет места соревновательности. Сегодня мы не соревнуемся ни друг с другом, ни с другими командами. В.К. - это на "Веселые старты"! Для нас важен наш собственный успех"
6. "Почувствуйте "вкус" сегодняшнего дня - его необычность и зависимость его результатов от степени вашего участия. Его успех зависит от вас!"
7. "Сегодня могут быть моменты, когда вы испытаете страх. И мы просим вас, с одной стороны, не придавать ему слишком большого значения, с другой стороны - не стараться скрыть его. Просто признайтесь себе, что вам страшно, и постарайтесь завершить то, что вы хотели сделать. Это нормально - испытывать страх и, тем не менее, довершить начатое."
8. "Мы создали атмосферу безопасности - социальной и эмоциональной. И мы просим вас продолжать поддерживать ее внутри своей команды. Не осуждайте поступки свои собственные и чьи бы то ни было сегодня. Все, что происходит - О'к."
9. "Мы так же создали атмосферу физической безопасности. Но абсолютно необходимо, чтобы вы были внимательны к самому себе и другим на 100% и были предельно осторожны." ("Имею ли я согласие каждого из вас?" Проследите, чтобы каждый дал понять о своем положительном ответе (кивок или "Да").)

 

УПРАЖНЕНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


* Упражнения для участников должны проговариваться точно так, как они изложены ниже.
* Говорите медленно, ясно и спокойно, чтобы каждый понимал Вас.
* Если участники задают вопросы, только повторите упражнение, но не давайте подсказки ("ключи").
Если ребята продолжают задавать вопросы, например, просят Вас растолковать элементы упражнения или прямо спрашивают, какие пути решения можно использовать, тогда задайте команде четкий вопрос: "Вы хотите получить "ключ"?" Если "Да", Вы говорите - "Цена за него высока - после подсказки вы не имеете права разговаривать" Если команда все еще желает получить "ключ", Вы говорите подсказку - "Используйте больше командной работы!". Этот ключ универсален для всех упражнений.
Вы не должны давать вольную интерпретацию упражнений или давать участникам иные объяснения. Дайте команде возможность самостоятельно найти решение.
При выполнении упражнения команде разрешается использовать только те предметы и приспособления, которые принадлежат данному упражнению.
Психологический анализ
На что следует обратить внимание:
- выработка командной стратегии
- кооперация в группе
- понимание идеи упражнения
- скрытые эмоциональные течения
- индивидуальное участие
- понимание других участников
- принятие решений
- личная ответственность
- распределение ролей в группе
- командность работы
- изменение в поведении
- изменение на эмоциональном уровне и в степени участия
- самовыражение участников
- творческий подход


ПОМНИТЕ: Истинная ценность В.К. - собственный опыт участников. На время В.К. Вы уже не Лидер команды, а Помощник, который путем проведения психологического анализа упражнения дает участникам возможность осознать, выразить (рассказать другим) и проанализировать свой уникальный опыт.
Поэтому во время психологического анализа (заключения) нельзя задавать наводящие вопросы и каким-то образом провоцировать участников говорить по предложенной вами схеме или же выдавать клише - банальные фразы ни о чем,.. Ваши вопросы должны быть нейтральными ("Что вы чувствовали?..", "Что изменилось в ... момент?..", "Почему вы выбрали это решение?..", "Каким образом?.." и т.д.), должны оставлять ребятам свободу выбора, анализа и фантазии.

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ГРУППЫ


- Не используйте в своей речи slang, жаргон или всякие "словечки".
- Повторяйте все, что Вы говорите, и будьте очень внимательны - понимает ли Вас группа. Если Вы не уверены в этом, спросите : "Вам понятно?".
- Никогда не употребляйте в отношении себя слово "лидер", помните, что ваш титул - ведущий.
- Всегда будьте жизнерадостны и веселы. Хотя день будет серьёзным, он в той же степени будет и веселым! Поддержите общее хорошее настроение!
- Если Вы замечаете, что отдельные участники неактивны или несмелы, попытайтесь поднять их дух в перерывах между событиями, но не подталкивайте их к более активному участию во время упражнений. Может быть, их задача участвовать на своем низком уровне без влияния извне.
- Помните: все, что ни происходит замечательно! Решая упражнения, команда создает саму себя, свой стиль работы все, что происходит, является частью этого. Просто помогите им проанализировать свои результаты.
- Интервенция - когда ведущий вторгается в работу команды, чтобы указать новое направление работы. Если этот метод и используется, то очень редко, почти никогда. Не врывайтесь в работу, даже если видите, что их план безнадежно тупиковый... помните, что все - замечательно!
- Ваша главная работа - следить за работой команды и проводить психологический анализ для того, чтобы помочь группе завершить или разрешить задачи. Следите за реакцией группы, самовыражением участников, за изменениями в работе, отмечайте, когда в команде повысилось напряжение, понизилось доверие и т.д... Во время психологического анализа делайте замечания: "Я заметил момент, когда вы все были исключительно удручены чем-то. Что происходило тогда, какие чувства вы испытывали? О чем вы думали?" Не нужно персонифицировать вопросы, делайте общие замечания.

- Контролируйте себя - могут быть моменты, когда Вы настолько увлечены ходом работы группы, что готовы "впрыгнуть" в нее, чтобы помочь. Будьте осторожны! Этого делать нельзя!
- Не позволяйте Вашим эмоциям отражаться на лице, пусть оно будет непроницаемым для них - участники будут все время следить за Вашей реакцией, стараясь оценить правильность своих действий. Лучше всего, если на лице будет играть одинаковая, холодная улыбка.

 

СХЕМА ВЕДЕНИЯ
1. Представьте проблему точно так, как написано, не изменять постановку упражнений.
2. Наблюдайте проблему в процессе. Проведите мысленные наблюдения о том, как группа взаимодействует во время упражнений делайте заметки в вашей записной книжке, чтобы вспомнить позже, если пожелаете. Не вступайте в их борьбу во время постановки проблемы. Пусть ваше лицо не дает повода к разгадке (без выражения
эмоций на лице).

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1. ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ, ОБЩИЙ, ОТКРЫТЫЙ, ЗАКОНЧЕННЫЙ ОПРОС.
Пример: что произошло во время этого упражнения? Ответы на вопросы будут также общими, например: "Было действительно смешно?" или "Помните, когда..... произошло?". Позвольте этой энергии израсходоваться. И переходите на другие вопросы.

2. ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ
Например: "Что вы узнали о себе во время этого упражнения?", "Что вы узнали о том, как они действовали как группа ?". Ответы могут быть более детальными :"Я заметил, что мы не внимательно слушали друг друга" и т.д.

Сделайте общие наблюдения, если это необходимо, чтобы помочь. Если участникам приходится трудно при адресовании особо сложных вопросов, поддержите их, вставив одно, два общих слова, замечания:" С одной стороны я заметил, что группа..."

3. ВОПРОСЫ, ОТНОСЯЩИЕ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ К ДРУГИМ ОБЛАСТЯМ ИХ ЖИЗНИ.
Например: "Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни... дома... в школе. на работе ?". Ответы могут соотноситься со специфическими обстоятельствами ситуации, с которыми они сталкивались в жизни, и которые они узнали здесь и могут привести к положительным изменениям в их жизни.
РАЗБОР ВЕРХНИХ ЭЛЕМЕНТОВ.
Когда вся ваша группа закончила всякое трудное упражнение, усадите всех в тесном удобном месте, чтобы начать разбор.
Начните с искреннего признания их как группы. Скажите им, что вы хотели бы услышать от каждого из них соответственно полученному опыту. Пройдите по кругу так, чтобы каждый мог иметь возможность высказаться. Это поможет перенести высокое упражнение в реальный мир.
Пусть они выражают свой опыт, и что они узнают из него. Обратитесь к тому моменту, когда они принимали решение, путь к нему и борьба за это решение.
Некоторые вопросы, которые вы могли бы задать:
На что было похоже быть там? Как вы принимали свое решение? Что происходило у вас в мыслях? Пусть расскажут о тех чувствах, которые они пережили, столкнувшись с проблемой, как они ее решали.
Вы хотите дать им возможность облечь в слова их опыт. Облечение этого опыта в слова поможет им сделать так, чтобы опыт казался реальным в тот момент, когда они достигли земли. Помогите им найти то, что они узнали из опыта и как это соотносится с их повседневной жизнью.
Если участник вашей команды решил не участвовать в высоком элементе, то важно, чтобы он был вознагражден в той же степени, что и любой другой. Способ вознаградить - это сказать: "Я хотел бы отметить вас за мужество сделать то, что вы считали правильным для себя."
Важно, чтобы участники действительно получили признание. Оно должно идти от сердца. Пусть они знают, какую большую работу они сделали.
Пусть они не осуждают, что они сделали, если они начнут говорить: "Мне, пожалуй, следовало бы...". Тут напомните им, что они боролись за это, что это то, что важно, они видели свои проблемы и боролись за них.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ
Copyright Кравченко Сергей Владимирович © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz