ПРОЕКТ

Идея и сюжет смены

В основе профильной смены эколого-биологического лагеря лежит концепт-проект программы "Энциклопедия приключений". Данный проект разработан преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского, Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, методисты Пензенского областного ИПКиПРО. Проект был реализован на протяжении всей профильной смены эколого-биологического лагеря под непосредственным контролем его разработчиков.
 
Актуальность программы: летние каникулы составляют значительную часть свободного годового времени школьников и являются наиболее благоприятным периодом для организации социальной адаптации детей в условиях быстро меняющейся социальной ситуации, организации досуга и укрепления здоровья в рамках проекта "Энциклопедия приключений".
 
Цель проекта: обеспечение необходимых условий для повышения экологической грамотности, укрепления психического и физического здоровья посредством участия в данном проекте.
 
Задачи проекта:
1. профилактика асоциального поведения детей и подростков;
2. экологически ориентированное воспитание подростков, развитие знаний, умений и навыков в области охраны окружающей среды;
3. развитие познавательных, творческих способностей личности, индивидуальной личной культуры, приобщение к здоровому образу жизни;
4. развитие и поддержка подростковой инициативы;
5. приобретение знаний и навыков практического лидерского поведения участников проекта.
 
Ожидаемый результат: развитие ребенка, приобретение им новых знаний, умений природоохранной деятельности (нового положительного опыта); воспитание экологической культуры, укрепление физического и психического здоровья.
Описание проекта.
 
Условия детских лагерей отдыха уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в лагере дети могут получить то, что им нужно больше всего,- ощущение, что ты свободен, что, что делаешь то, что хочешь. Потенциально в лагере можно жить самостоятельно, при этом необходимо найти гармонию индивидуального и коллективного.
 
В ходе реализации проекта необходимо максимальное внимание уделять развитию личности подростка, раскрытию его способностей на основе реализации интересов, приобщение к социальному опыту подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.
 
Усиление контактов школьников с природой, формирование ценностных экологических навыков наблюдения за природой знакомство с научными методами исследования природных объектов и систем, закладка мониторинговых работ, а так же изучение местных экосистем позволили участникам проекта приобрести необходимые навыки работы в полевых условиях, принять участие в делах охраны природы, формировать чувство ответственности за свое поведение в природе.
 
Все мероприятия проводятся в условиях лагерной смены (21 день), на базе детского оздоровительного образовательного лагеря. Формы работы изменяются и корректируются в течение смены в соответствии интересами, способностями и возможностями детей, материальным обеспечением лагеря, природными условиями территории Ахунского лесничества, где и располагался летний лагерь.


Педагогическое обеспечение программы

Максимальное включение детей в различные виды игровой, спортивной, интеллектуальной деятельности;
Соответствие пропагандируемых положений с практической жизнью детей и взрослых (быт, питание, режим);
Участие детей во всех делах строго добровольно;

 

Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные формы игровой деятельности;
Систематическое информирование о результатах деятельности, об условиях участия в том или ином деле, организация различных видов стимулирования участников программы;

 

Многообразие предлагаемых форм деятельности (право выбора наиболее участия в деятельности); учет индивидуальных возрастных, половых особенностей детей и подростков при разработке и реализации различных видов деятельности.

 

Наряду с традиционными формами работы (беседа, рассказ и т.д.) используются активные и интерактивные методы: дискуссии с приглашением преподавателей физической культуры, врачей-специалистов; ролевые игры ("Как Ваше здоровье?" и др.); анкетирование (опрос участников "Здоровый человек - это...", "Компьютер в моей жизни" и т. д.); организация круглых столов.

 

Используются методики, направленные на оздоровление участников профильной смены, проводятся оздоровительные минутки, организуется комната ароматерапии. Участники обучаются элементарным навыкам оздоровительного массажа. Организуются прогулки в лес, проводятся экологические акции "Родничок", "Легкие планеты".

 

Проведение спортивно оздоровительной деятельности включает в себя организацию спортивных секций по дисциплинам: уличный баскетбол, легкая атлетика, спортивные игры, плавание, волейбол, футбол, теннис; проведение спортивных мероприятий -соревнований, праздников, мини-Олимпиады.

 

К педагогической работе привлекаются преподаватели Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, Пензенского государственного университета, Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, работники управления Госприроднадзора, методисты Пензенского областного ИПКиПРО.

 

Логика развития смены (документ Word - 31 KB)

 

Формы совместной деятельности:


1.Познавательная деятельность
Очень ярко проявляется в ведении исследовательской работы в области экологии. Данный подход позволяет вооружить ребят различными методиками наблюдения за природой.
Обобщение и анализ собранных данных, совместные выступления на конкурсах позволяют ребятам в наиболее полной мере воспринять природные и социокультурные особенности региона, развивают понятия о взаимосвязи процессов, происходящих на Земле, формируют мировоззренческие понятия о принципах взаимодействия человека и природы.

2. Игровая и художественно-эстетическая деятельность
Дети, находясь в условиях свободной самореализации, активно участвуют в интеллектуальных и художественных играх, конкурсах, развлечениях. Творчество детей проявляется в подготовке сценариев и непосредственном участии в КТД поделках из природного материала, конкурсах Экоплакатов, экологических листовок и т.д.
Готовясь к выступлениям, ребята используют выдумку, поэзию, юмор, оформляют газеты к основным событиям лагерной жизни.

3. Физкультурно-спортивная деятельность
В данный вид деятельности рассматривается как мощное средство закаливания и физического самосовершенствования детского организма, воспитание в себе силы воли, упорства, здорового честолюбия.

В физкультурно-спортивную деятельность входят такие обязательные элементы как:
" утренняя гимнастика и бег;
" спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, бадминтон;
" стрельба из пневматической винтовки.
Особый элемент данной деятельности - туристская подготовка в "Школе выживания", веревочный курс, включающие знания и умения по туристской технике, умение проходить полосу препятствий, походные умения и навыки, умения ориентироваться по карте и компасу.

4.Трудовая деятельность
Трудовая деятельность - это естественная форма жизнедеятельности, которую нельзя искусственно делать формой воспитания т.к. у человека пропадает мотивация, исчезает личностный смысл труда.

Трудовая деятельность проявляется:
" в обустройстве места проживания;
" в поддержании чистоты и порядка на территории лагеря4
" в оказании помощи младшим по возрасту;
" в дежурстве по столовой;
" в участие акции "Чистый лагерь";
" в подготовке дров для костра;
" в ежедневном самообслуживании и выполнении правил личной гигиены.

 

Принципы воспитательной работы с детьми


Педагогической основой программы является гуманистическая философия, в центре внимания которой находится человек, способный к саморазвитию, саморегуляции во взаимодействии с другими людьми, а также психолого-педагогические аспекты творчества как формы самосовершенствования личности.

Вся воспитательная работа с детьми основана на следующих принципах:
1. Максимально возможный учет возрастных особенностей детей
2. Совместность и сотрудничество (т.е. равное по мере сил и возможностей участие каждого ребенка и взрослого в любом процессе их совместной жизнедеятельности; включение каждого, с учетом его способностей и интересов в сотрудничество)
3. Свобода самореализации ребенка (оказание помощи детям в направлении его личной свободы в продуктивное русло, способствуя развитию в нем нравственных норм и ценностей)
4. Продуктивность деятельности (личностные и коллективные достижения)
5. Становление у детей практических навыков демократического взаимодействия (проявление заботы друг о друге совместная выработка правил общежития)


 



©WebMaster ©

 
Сайт управляется системой uCoz